Оценка рисков при открытии интернет-магазина
Прежде чем создавать интернет-магазин необходимо оценить риски. Если этого не сделать можно потерять много времени и денег, так и не получив желаемого результата.
- Проверка наличия сформированного спроса
- Анализ конкурентов по цене
- Анализ конкурентов по ассортименту
- Анализ конкурентов по условиям доставки
Проверка наличия сформированного спроса
Наличие сформированного спроса особенно актуально для интернет-магазинов без розницы. Если товары, которые вы собираетесь продавать никто не продает сейчас в интернете – вам будет гораздо сложнее привлекать аудиторию.
Сложность заключается в том, что помимо того что вам нужно убедить посетителей сайта заплатить деньги за ваши товары, предварительно вам нужно будет убедить их в том что эти товары им нужны. Это кратно повышает финансовые вложения в маркетинг, откладывает выход на точку безубыточности, повышает риски вообще не окупиться.
Поэтому первое что нужно сделать перед тем как открывать интернет-магазин, это проверить наличие спроса на ваши товары:
- Проверить ищут ли ваши товары через сервис Wordstat
- Найдите сообщества в соц.сетях, продающие подобные товары, проанализируйте активность подписчиков – задают ли вопросы о наличии, ценах, условиях доставки в комментариях к постам, насколько часто выходят сами посты.
Если по обоим пунктам вы не сможете ничего найти и у вас нет больших финансовых резервов на формирование спроса на ваши товары – рассмотрите вариант замены товарной матрицы, на ту, которая уже пользуется спросом.
Анализ конкурентов по цене
В интернете поведение покупателей сильно отличается от поведения в рознице. Если не брать премиум сегмент, в большинстве случаев ключевой фактор принятия решения о покупке – стоимость товаров.
Приходя в розничный магазин у покупателя нет возможности быстро сравнить цену на понравившиеся ему товары. Для этого придется записать или запомнить цены в текущем магазине, потратить время и деньги чтобы добраться до других магазинов, потом сравнить все цены и вернуться в тот магазин где дешевле.
Более того в рознице у продавцов-консультантов есть возможность взаимодействовать с покупателем – выявить их потребности, подобрать оптимальное решение, убедить что оно наилучшее.
В интернете все происходит иначе. Продавцов консультантов нет – т.е. нет возможности повлиять на решение человека напрямую. Помимо этого потенциальный покупатель буквально за пару минут сравнивает цены и условия доставки в большом кол-ве магазинов. Как следствие ключевой фактор успеха в электронной торговле – конкурентная цена.
Если вы не работаете в премиум сегменте, где на первый план выходит качество сервиса, первый шагом до открытия интернет-магазина вам следует понять сможете ли продавать через интернет-магазин ваши товары по конкурентным ценам и не обанкротиться.
Если у вас большая товарная матрица на несколько сотен или тысяч товаров – сравнивайте цены по товарам-локомотивам в каждой категории (те товары которые лучше всего продаются, которые на слуху у ваших покупателей, именно по ним обычно покупатели сравнивают ценовую политику магазинов).
Скачайте приведенную ниже таблицу, заполните первую строку URL-адресами ваших конкурентов, первую колонку — названиями ваших товаров-локомотивов, а на их пересечении цену на товар.
В колонку «Мой сайт» внесите ту цену, которую вы можете себе позволить поставить с учетом ваших оптовых цен и наценки, чтобы при этом работать в плюс. Оцените наглядно сможете ли вы конкурировать по стоимости товаров.
Важно понимать, чтобы быть дешевле всех на старте невозможно и не нужно, главное быть в коридоре близком к средней цене для большинства товаров. Кол-во товаров-локомотивов ориентировочное и зависит от объема товарной матрицы — чем она больше, тем больше нужно выбрать товаров из каждой категории (1-2 достаточно) для более точной оценки.

Анализ конкурентов по ассортименту
Еще один важный фактор принятия решения о покупке – широта ассортимента. Если человеку придется заказывать 2 или 3 товара в разных интернет-магазинах из других городов, ему придется в 2-3 раза переплатить за доставку.
Поэтому если спрос на ваши товары предполагает корзину покупок из нескольких товаров – в нише будут выигрывать интернет-магазины которые предоставляют не только низкие цены, но и максимально широкий выбор товаров.
Анализ конкурентов по условиям доставки
Третий фактор, влияющий на принятие решение о покупке в интернете – условия доставки. Конкретно – ее стоимость и сроки. Чем дешевле доставка – тем дешевле общая стоимость заказа. Многие владельцы магазинов снижая цены на товары забывают про стоимость доставки, а потом недоумевают почему снижение цен не дает желаемых результатов.
Воспользуйтесь табличкой снизу по аналогии с предыдущей, единственное изменение — в первую колонку запишите названия городов в которых вы собираетесь продавать товары (на которые собираетесь дальше продвигаться и настраивать рекламу). Кол-во городов выбирайте на свое усмотрение, для базового анализа достаточно 10-30.

Приведу простой пример, который наглядно покажет важность стоимости доставки.
Иван собирается купить кроссовки. В первом интернет-магазине они стоят 3500 руб., доставка выйдет в 500 руб. и займет 3 дня. Во втором интернет-магазине эти же кроссовки стоят 3200 руб. (на целых 300 руб. дешевле!), доставка выходит в 1000 руб. и занимает те же 3 дня. В итоге покупателю придется заплатить за кроссовки с доставкой 4000 руб. в первом магазине и 4200 во втором.
Не смотря на то что второй магазин победил в битве за цену товара, в итоговой битве он проиграл и покупатель ушел за покупкой в первый магазин.
Покупатели не дураки, они хорошо считают. Более того, в интернете огромное кол-во агрегатов, сервисов, плагинов и расширений, упрощающих сравнение цен и стоимости доставки.
Используйте таблицу ниже, для сравнения сроков доставки по аналогии с предыдущими таблицами.

Проведя подобный анализ вы сможете заранее оценить вероятность успеха или провала будущего интернет-магазина и принять более взвешенное решение о его открытии.
Рекомендую:
Вам может быть интересно
Больше полезных материалов в блоге
Вас может заинтересовать:
Оцените статью